Студия дизайна «У Ра»
Дополнительная общеобразовательная программа «Студия дизайна «У Ра» рекомендована для детей 7 – 15 лет. Задачей дополнительного образования становится не только развитие творческой личности, но и подготовка детей к социальному и профессиональному самоопределению. В условиях дополнительного образования дети могут развивать творческий потенциал, удовлетворять индивидуальные потребности, а также готовиться к освоению профессии.
Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Смысл дизайна заключается в комплексном системном подходе к каждой вещи. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.
Студия (итал. studio — усердно работаю, занимаюсь) — творческий коллектив, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи.
Программа «Студия дизайна «У Ра» является интегрированной. Дизайн изучается в единстве с такими областями знаний как: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития детей и углубления их креативных способностей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса и дизайнерского мышления.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Студия дизайна «У РА» состоит в формировании у обучающихся особого стиля мышления (так называемого «дизайнерского мышления», для которого характерно понимание основных критериев гармоничной вещи, чувства стиля, эстетического отношение к миру вещей), стимулировании познавательной активности в области дизайнерского искусства, а также в ее практической направленности.
Занятия изобразительной и проектной деятельностью имеют большое значение и с точки зрения здоровьеформирования. Сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья. Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Известный психолог Б.М. Теплов подчеркивал особое значение искусства для всестороннего развития человека, он писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности».
Изобразительная деятельность является одним из доступных и приятных способов снятия эмоционального напряжения, помогает справиться с такими негативными состояниями, как тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и др. психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.
На занятиях учащиеся получают возможность трудиться, преодолевать реальные трудности, творить, созидать, выражать эмоции, играть, общаться со сверстниками и педагогом, что так важно для современных детей. Кроме этого, рисование и проектная деятельность способствуют гармоничному формированию всех областей мозга, развитию мелкой моторики кистей рук, дает возможность выразить свое «я», побуждает вложить в изготовление изделия свои умения, способности, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие идёт, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность.
Программа носит практико-ориентированный характер, так как реализуется в учреждении дополнительного образования, является интегрированной, включающей разделы изобразительного и декоративно-прикладного искусства: рисунок, живопись, композиция, дизайн, батик, роспись по стеклу, дереву, аппликацию, декупаж, бумагопластика.
Программа построена как виртуально-практическое путешествие во времени от древних времен до современности по увлекательному миру искусства и творчества, во время которого происходит гармоничное всестороннее развитие личности ребенка.
Практический характер занятий дает возможность воспитанникам самовыразиться, научиться делать своими руками изделия в различных техниках, почувствовать себя уверенными, успешными и самостоятельными.
Научить воспитанников процессу творчества и познания, воспитать у них культуру здоровья, гордость за русскую культуру, богатое наследие родного края, пробудить желание творить самостоятельно – основные задачи руководителя студии дизайна «У Ра» Шмелевой Галины Валерьевны.
“Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты”. Другими словами, дизайн – это образное проектирование того, чего еще нет и не было ни в природе, ни в культуре, но что могло бы возникнуть, произойти, быть построенным, изготовленным в ходе целенаправленной человеческой деятельности.
Дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Программа «Студия дизайна «У Ра» рассчитана на 1 год обучения. Сложность, объем новых знаний, скорость выполнения и степень самостоятельности при выполнении работ соответствуют возрасту детей.
На занятиях дети сначала знакомятся с основами цветоведения и композиции, опираясь на простейшие знания об окружающем мире. Далее, при работе с природным материалом, составляют композицию из готовых форм, подбирают цветовое решение, располагают листья на формате, приклеивают композицию. Затем обобщаются и углубляются знания о геометрических телах, как составных частях всех окружающих нас предметов. Потом учатся мысленно вычленять составные части сложных по форме предметов, сравнивать их по размеру, оттенкам, нюансам формы, наблюдать, запоминать, что необходимо для рисования и проектирования более сложных форм. Изучение стилизации и орнамента так же является важным этапом развития абстрактного мышления детей. Обучение умению упрощать, выделять главное, характерное проходит на лучших образцах народных промыслов, в ходе формирования которых веками отбирались и совершенствовались лучшие изделия и способы их изготовления.
Программой предусмотрено проведение праздников, конкурсов, семинаров-практикумов, направленных на сплочение коллектива, формирование дружеских отношений, включение родителей в деятельность кружка. Коллективные дела воспитывают толерантность, коммуникабельность, активизируют познавательный интерес, способствуют лучшему усвоению знаний, умений, навыков.
Активизации познавательного интереса способствуют экскурсии на выставки, в музеи, зоопарки, картинные галереи, предприятия. Чем больше предметов искусства будут видеть и анализировать дети, тем активнее будет идти процесс формирования у них эстетических оценок действительности. Экскурсии ценны еще тем, что воспитанники убеждаются в необходимости учения, в значимости и полезности приобретаемых знаний, умений, навыков; они помогают вести профориентационную работу.