Резьба по дереву-мир увлечений
Издревле в тех деревнях и сёлах, где были развиты художественные промыслы, социальная атмосфера была более здоровой, сохранялись и передавались из поколения в поколение народные традиции, было меньше пьянства, люди отличались внутренней и внешней красотой. Всё это происходило потому, что было осознанное занятие интереснейшим востребованным творческим трудом. В обществе складывался особый менталитет, когда даже ребёнок был уважаем только за то, что он – член мастеровой семьи.
Как ни удивительно, но сейчас, когда в мире господствует машинное производство, общество медленно, но неуклонно стало разворачиваться в сторону изделий, сделанных вручную. Во многих областях искусства очень высоко ценятся такие вещи. Мастер, творец, художник стал редкостью.
Уже не его творения, а факт существования его самого, настоящего и способного создавать что-то своими руками, вызывает неподдельный интерес. И чем дальше мы двигаемся, тем меньше среди нас таких мастеров. Не идут сейчас детишки в подмастерья и мастеровые, предпочитая работе с деревом щёлканье по клавиатуре. Ведь только в ежедневном труде, бесконечных упражнениях, постоянных ошибках и стремлении к совершенству, в стойкости перед критикой и общественным мнением и, главное, в преодолении самого себя рождается настоящий мастер. «Работать! Работать ежедневно, отправляясь на работу как на службу. Нечего ждать пресловутого «вдохновения».
«Вдохновение – это сама работа!» – говорил Иван Иванович Шишкин. Но сколько бы времени не потратили на произведение, оно будет оценено только за мастерство – важен результат, а не процесс.
Резьба по дереву выделяется из всех видов изобразительного искусства тем, что она использует живой материал, тёплый, податливый, очень неоднородный и отзывчивый. Художник, понимающий его, с любовью и бережливостью обращающийся с ним, добивается наилучших результатов. Дерево не прощает торопливого, суетного и небрежного к себе отношения.
Любой кусок дерева можно превратить как в изысканное изделие, так и в золу, бросив в огонь. Даже сгорая, дерево отдаст всё накопленное тепло и ту энергию, которую художник мог бы выразить. Нет одинаковых кусков, и каждый красив либо своим рисунком, текстурой, либо той пластикой формы, которая в нем заключена. Просто кто-то это видит, а другому, увы, не дано.
То живое, что существует возле наших домов, особенно в сельской местности: ромашки, берёзы, липы, орешник; та мелкая незаметная орда живых существ, что порой нам докучает, — всё достойно отображения в работах пытливого художника. Учиться у природы не зазорно.
Но в своих работах мы стараемся воплотить не саму действительность, природу, а наше зрительное представление о ней, состоящее из света, цвета, линий, объёма, соотношений и оптических образов. Но главное в наших изделиях – их настроение, их эмоциональное воздействие на человека.
Наша цель – формирование резчика-прикладчика, художника новой формации, творящего без опоры на стилизацию, обобщение, трансформацию. Резчика, исповедующего образы и законы природы как основополагающие, умеющего создавать реалистичные картины, орнаменты, композиции, наиболее полно раскрывающие свою основную тему – мир природы.
Из высказываний детей: «Мне очень нравятся занятия «Резьба по дереву» тем, что из неприглядной дощечки в итоге получается очень красивая вещь: шкатулка, разделочная доска, рамка для фотографий. Мы наиболее приближены к природе, к красоте, что побуждает нас изучать растения, приглядываться к ним».