История Тульского кремля

«Подлые орды пытались пробиться

К сердцу России-Москве дорогой…»

В. Гурьян

Вводная часть: история Тулы

Тула впервые упоминается в Никоновской летописи XVI века под 1146 годом, входила в Рязанское княжество, а с 1503 года-в Московское государство. Город расположен на севере Среднерусской возвышенности на берегу Упы в 190 километрах к югу от Москвы. Тула являлась важным укрепленным пунктом на южной окраине Московского государства, центром засечной черты. С 16 века Тула-кузнеца русского оружия. В 1595 году ради развития оружейного дела царь Федор Ианнович, а затем Борис Годунов распорядились основать в Туле Кузнечную Оружейную слободу. Выполняя правительственные заказы, кузнецы изготавливали легкое огнестрельное оружие, а в 1630-х годах в Туле широко развернулась выделка орудий и ружей, холодного оружия. Ранее, в 1514-1520 годах был построен кремль, который сохранился до наших дней, представляет собой выдающийся образец русского оборонного зодчества и лучшие достижения западноевропейского фортификационного искусства. Кремль, площадь которого 6 гектаров, имеет 9 башен, протяженность стен 1066 метров, высота стен 12,7 метров, а толщина от 2,8 до 3,2 метров.

Схема башен Тульского кремля

В 1552 году под стенами кремля разгромили войска крымского хана Девлет-Гирея. Это обеспечило успех похода царя Ивана Грозного на Казань. В 1607 году в Туле больше четырех месяцев оборонялись восставшие крестьяне под предводительством Ивана Болотникова против царских войск. Город удалось захватить лишь после затопления.

В 1626 году в кремле построили деревянный Архангельский собор. Первый каменный Успенский собор возвели только в 1766 году. Почти через 100 лет, в 1862 году, на территории Кремля построили Богоявленский собор, где сейчас располагается  Тульский государственный музей оружия.

Сегодня Тульский кремль — один из самых посещаемых музеев страны, ежегодно посещают тысячи российских и зарубежных гостей. В архитектурный ансамбль кремля, помимо древних стен и башен, входят Успенский собор XVIII века с уникальной монументальной росписью ярославских мастеров (1765−1766), соборная колокольня, воссозданная в 2013–2014 годах, Богоявленский собор XIX века, торговые ряды XIX столетия. В 2017 году после реконструкции на территории Кремля открылся Музейно-выставочный комплекс с современными мультимедийными экспозициями. Здесь располагаются четыре выставочных зала и временные экспозиции, где можно увидеть мушкеты, сабли, арбалеты, палаши и другие виды оружия. Кроме того,  в плане экскурсионного маршрута предусмотрена прогулка по стенам и башням крепости.

Башни Тульского кремля

В октябре-декабре 1941 года, в течение 45 дней Тула находилась почти в полном кольце осады, подвергалась артиллерийскому и минометному обстрелам, воздушным налетам фашистской авиации. Под ударами Красной Армии и Тульского рабочего полка враг отступил на юг, осада Тулы была снята. За массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне Туле в 1976 году присвоена высшая степень отличия «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Фото города-героя Тулы

На территории Тулы имеется более 300 объектов культурного наследия: памятники истории, архитектуры и градостроительства, археологии, произведения монументального искусства и др. Тула притягивает людей своей красотой, таинственностью и мудростью. В 2020 году Тула праздновала 500-летие возведения Тульского кремля.

Фото Тульского кремля со стороны бывшего Дворца пионеров

Экскурсия по центру города-героя Тулы

Городской центр развития и научно-технического творчества детей и юношества (бывший Дворец пионеров) находится в самом сердце Тулы, в историческом центре, в 150 метрах от Тульского кремля. Наш «витязь в каменных одеждах»,  Тульский кремль, уже пять столетий закрывает собой столицу нашей родины – Москву. В отличии от других Тульский кремль расположен в низине и не имеет каких-либо преимуществ над окружающей местностью. Но мощные стены и башни, продуманная для ведения обороны планировка, хорошее вооружение делало сложным взятие кремля, хотя вражеские полки часто подходили к стенам Тульского кремля.

В конце XVIII века Тульский губернатор М.Н. Кречетников решил, что кремль Туле ни к чему. Мол, только место в городе занимает! И приказал его снести.  Однако, весть дошла до императрицы Екатерины II, она немедленно повелела восстановить порушенное, да заодно и всему кремлю ремонт сделать. Да не за государственный счёт, а за счет личных сбережений бестолкового губернатора Кречетникова.

В 1784 году во время ремонта кремля башня Одоевских ворот получила надстройку в виде вышки с куполом и шпилем с орлом. Это был знак признательности благодарных туляков императрице Екатерине II, которая сохранила Тульский кремль.

Екатерининская Тула… — образы замечательные, почти стертые временем. Именно в этот период своей истории Тула первый раз удивительно внешне преобразилась. Екатерина II, продолжая дело Петра, издала Указ о глобальной перестройке древних городищ и приведении их в вид, соответствующий времени. До Указа улицы в Туле огибали кремль полукругом. Новый генеральный план предполагал четкие линии и формы: улицы стали прямыми.

Слышали здесь и о гениальном Растрелли.

Франческо Бартоломео Растрелли — возможно, самое блистательное имя во всей отечественной архитектуре этой поры. Русское барокко — это самые яркие дворцы в Царском селе и Петергофе, Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге.

Щедрый гений Растрелли дарил свои творения не только столицам. Отблеск его гения различим и в провинциальном строительстве в Туле.

Снесли дома, стоявшие на пути прогресса и не позволявшие проложить новые мостовые, «как в Европах». Построили новую каменную Тулу. Стиль барокко стал безраздельно господ­ствовать в культурном мире вплоть до конца XVIII столетия.

Стиль барокко (в переводе — «причудливый») характеризуют сложные формы, обилие скульптуры, декоративные колонны, контрастные цвета. Для зданий в стиле барокко характерны усложненный план, богатое декоративное убранство, живописный силуэт. Русское барокко обладало национальными особенностями. Ярко выделяется «московское барокко»


Крестовоздвиженская площадь.
Снимок начала ХХ века.


В центре площади – Казанская церковь.
За ней виден дом купца Платонова (ныне ул. Революции, 2).

Дом купца Платонова (Дворец пионеров)

Сейчас мы находимся на Крестовоздвиженской площади (бывшая площадь Челюскинцев).

На Крестовоздвиженскую площадь Тулы выходит здание, которое вполне могло бы стать одной из визитных карточек города — настолько оно узнаваемо. Занимает оно квартал между Денисовским переулком и улицей Революции. Мы видим яркое историческое здание, со вкусом построенное в «мавританском стиле» — дом купца Платонова. Здесь располагалась бывшая Городская дума, а  с 1936 года Дворец пионеров.

Этот величественный дом возвел в 1899 году архитектор Бочарников. Он решил сложную задачу, сохранив старое уникальное здание, известное как дворец Ливенцевых.  Новое здание как бы заботливо обнимает дворец с трех сторон. Давайте обойдём дом купца Платонова со стороны Денисовского (ранее Ломовского) переулка. За фасадом дома Платоновых скрыт прекраснейший образец архитектурных ансамблей второй половины ХVIII века – Дворец и въездные ворота усадьбы Ливенцевых, являющиеся памятником архитектуры федерального значения.

Промышленники и купцы Ливенцевы

Родоначальником династии Ливенцевых был тульский металлозаводчик и торговец Василий Артемьевич Ливенцев. Его сын Иван Васильевич по выбору тульского купечества в конце 1770-х – начале 1780-х годов был тульским городским головой.

Иван Ливенцев, находясь на посту Главы города Тулы, пожертвовал согражданам пять тысяч рублей серебром после пожара 1781 года, опустошившего город. В 1801 году он был награжден чином коллежского асессора. Вся деятельность Ливенцева в конце XVIII столетия проходила на фоне перепланировки Тулы по регулярному градостроительному плану, что само по себе было дело хлопотное, опасное и экономически убыточное.

За отличную службу в знак монаршего благоволения И.В. Ливенцев получил золотую медаль и шпагу, был внесён с семьёй в городовую обывательскую книгу, в шестую её часть в числе «имянитых граждан».

ВОРОТА

Ворота выполнены в пышных формах «растреллиевского» барокко. Богато декорированные пилястры делят композицию на три изогнутых поля: в центре находится главная въездная арка, а по бокам – две небольшие калитки.

Нынешний уровень почвы более чем на метр скрывает от нас нижнюю часть ворот и искажает их пропорции. Согласно летописям в эти въездные ворота заезжала на полном ходу карета, запряжённая шестёркой лошадей.

В пышном убранстве ворот  использован весь арсенал барокко: разорванные фронтоны, декоративные вазы, украшенные розами трельяжи, извивающиеся сплетения рокайлей. Высказывалось предположение о возможном участии великого мастера Бартоломео Растрелли в составлении предварительного наброска тульских ворот.

Фото Ломовских ворот

ВИД НА ДВОРЕЦ  ЛИВЕНЦЕВЫХ

Сквозь ажурные ворота и калитки открывался вид на пышный двухэтажный дом, размещенный в глубине участка. В проектировании и строительстве дворца принимал участие известный зодчий XVIII столетия, создатель первой в России архитектурной школы Д.В.Ухтомский.

По всем архитектурным законам того времени дворец строился с отступом от красной линии улицы, а перед ним – забор и красивые ворота. Слева и справа размещались флигели и службы, а за дворцом был сад со всевозможными цветами, деревьями, статуями, ротондами, где можно было отдохнуть в прохладе от жаркого летнего солнца и укрыться от дождя.

ДВОРЕЦ  ЛИВЕНЦЕВЫХ

Здание обращено в сторону Денисовского переулка своим северным фасадом. Следует отметить превосходное качество кирпича и безупречную кладку стен, колонн и карнизов. Здание было оштукатурено, белокаменные и лепные украшения нарядно выделялись на темном фоне гладких стен.

Русские архитекторы формировали облик дворцов и домов в стиле барокко, применяя методы строительства с учетом специфических российских условий: климата, грунта, строительных материалов, а главное —  национальных традиций. Фасады сооружений не облицовывались камнем, а отделывались штукатуркой, что позволяло облегчать восприятие дворцов и избавляться от холодности. Русские зодчие окрашивали  поверхности.  Использовался яркий колер: синий, лазурный, желтый, красный в сочетании с белым, позолотой. Такие цветовые сочетания придавали зданиям мажорный колорит и особый национальный характер, отражающий русские традиции.

В нашем случае в оформлении Дворца Ливенцевых использовалось излюбленное в России сочетание красного и белого. Увидеть усадьбу Ливенцевых во всём парадном убранстве можно в Тульском областном художественном музее, где сохранилась картина художника В.Ф. Гильберта.

Пучки виртуозно выложенных из кирпича колонн украшают углы боковых ризалитов; большая высота «парадного» верхнего этажа подчеркнута вытянутыми по вертикали «ушастыми» наличниками; под оконными проемами, украшенные раковиной, полукружия и по обеим их сторонам капельницы.

 

ВНУТРИ  ДВОРЦА (ВИД  ИЗ  ОКОН)

Любуясь архитектурой дворца со стороны Денисовского переулка, не следует забывать, что перед нами, по сути дела, задний или дворовый фасад. Парадное же «лицо» дома, выходившее прежде на теперешнюю улицу Революции, заслонено крылом Дворца пионеров. Давайте войдём внутрь здания.

Разглядеть фасад удается с трудом из щелевидного дворика между обоими зданиями. Даже в обветшалом состоянии этот поистине дворцовый фасад поражает исключительной красотой и нарядностью. Помпезный ряд парных колонн, объединяющих два этажа, наличники изощренных очертаний, богато раскрепованный карниз, следы бывшего здесь ранее балкона придают дворцу Ливенцевых значение самого красивого, выразительного и ценнейшего в Туле памятника архитектуры. Видны  пилястры, лопатки, русты.

Пилястраплоский выступ, имеющий пропорции, детали и масштаб колонны.  Лопатка – плоский выступ стены, не имеющий базы и капители. Русты – рельефная поверхность кладки с подчеркиванием швов между отдельными камнями. Этот художественный прием оказался настолько эффектен и красив, что впоследствии архитекторы использовали русты в своих сооружениях, имитируя их, то есть каменную кладку, в штукатурке и даже в обшивке деревянных зданий, приспосабливая форму рустов к материалу, из которого они выполнялись.

Фото стен Дворца Ливенцевых

Арочно-сводчатая система Дворца Ливенцевых

Прекрасна арочно-сводчатая система Дворца Ливенцевых. Арки, своды, купола и основанные на них архитектурные формы получили широкое распространение еще в античной архитектуре. Затем их активно использовали и в русском зодчестве.

Купол по своим конструктивным и художественно-образным качествам является одним из самых совершенных сводчатых покрытий. Это полусфера с окружностью в плане и полуокружностью в разрезе. Купол перекрывает круглые и прямоугольные в плане помещения.

Давайте зайдём в замечательное помещение Дворца с куполообразным потолком, которое служило семье Ливенцевых домовой церковью.

Интересно, что купол сохранился, а помещение использовано в научно-популярных целях… Давайте войдём и посмотрим: ныне здесь располагается планетарий, причём единственный в Туле.

Фото современного планетария

Помещения 2 этажа — анфилада

На 2 этаже архитектор расположил залы, используя модные во дворцах 18 века анфилады. Анфилада – эффектный способ выразить значимость постепенного шествия по прямой.

Анфила́да (от французского enfiler — «нанизывать на нитку» или от a la file — «один за другим») — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов, дверные проёмы которых расположены на одной оси, что создаёт сквозную выразительную перспективу на оформление их внутреннего убранства.

Согласно канонам архитектуры, минимальное количество комнат в анфиладе – три. Это связано с традициями, заложенными еще древнеегипетскими зодчими. Входящий во дворец попадает сначала в помещение, где он ожидает приглашения (его стали называть аванзалом). Следующие помещения – для проведения торжественных церемоний, общения.

 

БУДУАР  ЕКАТЕРИНЫ

Если архитектура – «застывшая музыка», то анфилада – это прекрасная мелодия с четким ритмом, состоящая из гармонического сочетания нескольких ярких аккордов. Такое сравнение полностью раскрывает ее суть и красоту.

Когда императрица Екатерина  II гостила у Ивана Ливенцева, хозяин выделял ей анфиладу комнат. Первое помещение было публичным: оно служило приёмной, кабинетом или библиотекой. Далее – приватная зона, будуар и спальня. Жилая анфилада – это уважительный жест гостеприимного хозяина по отношению к высоким гостям.

Фото Екатерины II

ЗАВТРАК  ДЛЯ  ЕКАТЕРИНЫ

 Управляющая:   Настя! Алёнка! Пошевеливайтесь, девки!

Государыня наша свет-Екатеринушка пробудиться изволили. Надо с кофеем поспешать! Да зёрен-то для кофею побольше мелите, не жалейте!

Шесть ложек на французскую чашку, как матушка-императрица любят!

Девушка:  Его сиятельство князь Григорий Александрович заказал к завтраку куриных фруктов. С ног сбились, не знаем, чой-то и где сыскать!

Управляющая: Дурында деревенская! Не позорь благодетеля нашего Ивана Васильевича! Скоренько беги за утренними тёпленькими куриными яйцами! Да поспешай!

 

БАЛЫ  В  ДОМЕ  ГОРОДСКОГО  ГЛАВЫ

Балы были местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром, скамейках. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и подсвечниках. В середине зала танцевали, а на возвышенных площадках у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали.
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе программе. В XVIII веке было принято открывать бал полонезом, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.

Фото балла во дворце

Полонез вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор».

Танцы осваивали с раннего детства: с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.

Почетных гостей хозяин сам выходил встречать в передние комнаты. Остальных к нему провожали слуги. Прощание тоже регламентировалось этикетом: хозяин лично провожал гостей высокого ранга до ближних к выходу залов.

В Городском центре развития сохранились традиции организации балов: см. фильм «Возрождение культурно-исторических традиций» в подразделе «Фильмография учреждения» https://www.gcr71.ru/%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%bc%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f-%d1%83%d1%87%d1%80%d0%b5%d0%b6%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f/

Несмотря на беспощадное время и перестройки, оставшаяся часть ансамбля до сих пор сохраняет очарование. У здания было снесено подъездное крыльцо с балконом. Крыша лишилась причудливой изысканности и стала прямоугольной. Утрачены многие наружные лепные украшения фасада.

Но ветеран барокко все же каким-то чудом дожил до советских дней. В здании бывшей Городской думы, соединенном с особняком Ливенцевых, разместили Дворец пионеров. В нем помещались: планетарий, концертный зал на 500 мест, комнаты для кружковой работы, библиотека, два читальных зала, литературный кабинет, шашечно-шахматная комната, спортзал и стрелковый тир. Ежедневно сюда приходили до 750 детей. В 32 кружках в 1958 году занимались около 2500 детей.

В облике Дворца Ливенцевых угадывается влияние «петровского барокко» («Монплезир», здания Кунсткамеры и Двенадцати Коллегий и другие строения). Стены здания Дворца были раскрашены в цвет кирпича с пробеленными швами, фасады украшены колоннами, нишами и пилястрами по тогдашней барочной моде (как в петровском  «Монплезире»).

Но что действительно аргумент, так это признание ведущими мировыми и российскими учеными-историками Дворца в Денисовском переулке архитектурным брендом Тулы. Они единогласно высказались так во время исторической экскурсии в честь 870-летия Тулы. «Архитектурный пирог на стыке московского нарышкинского барокко и петербургского елизаветинского»  получил самую высокую оценку и пристальное внимание даже в не отреставрированном  виде.

 

Некрополь купцов Ливенцевых

Сын Ивана Васильевича Ливенцева, Иван Иванович приходился отцом трех братьев Ливенцевых – Ивана, Василия и Николая, которые занимали видное место в общественной жизни города и были известными благотворителями. Они продолжали торговлю колониальными товарами, имели в гостином ряду свои лавки.

По предложению Николая Ливенцева в городском парке установили металлический бюст санитарного врача П.П. Белоусова. Николай Иванович представил рисунок бюста и проект надписи на нем.

Сохранился некрополь купцов Ливенцевых. В настоящее время на их семейном участке можно увидеть только три надгробия: купец Ливенцов Иван Васильевич (1733-1817 гг.); потомственный почётный гражданин Ливенцов Иван Иванович (1845-1900 гг.); купеческая вдова Ливенцова Хиония Ивановна (1814-1890 гг.).

Фото некрополя Ливенцевых

Фото некрополя Ливенцевых

Императрица Екатерина II

С семейством Ливенцевых связана одна интересная легенда. Говорят, что в усадьбе туляков часто гостила императрица Екатерина II. Постоянно проезжая из Москвы на юг, императрица Екатерина всегда останавливалась в усадьбе Ливенцевых. Отдыхала здесь несколько дней и отправлялась дальше.

Однажды Ливенцеву надоело кормить Екатерину – ведь царский прием обходился ему очень дорого. И он придумал, как отвадить императрицу. Как всегда постелил красную дорожку к карете, и усыпал деньгами с изображением Екатерины. Императрица вышла из кареты, но на дорожку наступать не стала – негоже свое изображение ногами топтать. Екатерина села в карету и уехала. С тех пор она забыла дорогу к Ливенцеву.  

Обсуждение закрыто.

Архивы

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Календарь событий

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031